Расписание и результаты
Таблицы. Чемпионат АЛФ
Чемпионат АЛФ по мини-футболу
Александр Цупрунов: «Что-то стал подозревать, когда сказали, что надо скинуться по десятке»
«Звезда ВВС» очень близка ко второму промоушену за два года и выходу в высшую лигу. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию беседу с лидером «летчиков» Александром Цупруновым. Украинский «легионер» рассказывает о миллионах, которые он заработал в Жлобине, знакомстве с Андреем Ярмоленко, о том, как он понял, что вторая лига АЛФ это не вторая лига чемпионата Беларуси, и о том, почему в Беларуси нет футбола.
– Игорь Скок рассказывал в интервью, что твой родной город Чернигов.
– На самом деле, я родился в Днепропетровске, но так как мой отец был военным, мы иногда перемещались и с 1988 года поселились в Чернигове. Я там вырос и занимался футболом в детско-юношеской школе олимпийского резерва «Юность». Участвовали в разных турнирах, например, украинской детско-юношеской футбольной лиге. «Юность» – это одна из двух основных футбольных школ в городе, есть еще «Десна». Среди украинских футболистов немало черниговских воспитанников, но главный минус, что немногие из них остаются выступать за главную команду города «Десну», которая сейчас играет в премьер-лиге.
– Где был твой пик во взрослом футболе?
– Предложения у меня были: я тренировался в командах мастеров, той же «Десне», звали в «Александрию», ПФК «Севастополь», но после того как у меня обнаружили межпозвоночную грыжу, пришлось отдать приоритет учебе. Поэтому играл в чемпионате Черниговской области и чемпионате Украине среди любительских коллективов за разные команды: ФК «ЮСБ» (нынешнее название ФК «Чернигов»), ФК «Авангард Корюковка», «Полесье» из Добрянки, которая была фарм-клубом «Десны», а также много еще других команд нашей области. Мог бы выступать где-нибудь во второй лиге, но не хотелось ради этого уезжать из Чернигова. Однажды, правда, чуть не оказался в Черногории. Мой друг, с которым мы играли за «Полесье», как-то позвонил и сказал, что находится там в каком-то клубе на просмотре и что он договорился с агентом, что меня тоже посмотрят. Уже и билет электронный мне купили. Но накануне вылета, когда я уже собрал чемоданы, мне позвонил агент и на ломанном русском языке говорит: «Саша, Артема выгнали из команды – ты пошел следом». Просто мой друг, который замолвил за меня словечко, где-то нарушил режим, и его отчислили, а заодно и меня. Билет аннулировали – пришлось распаковывать чемоданы.
– В Беларуси тоже играет много украинцев…
– Приглашали однажды и в Беларусь. Правда, в мини-футбольную команду. Тоже один мой товарищ договорился, что и я мой друг приедем на просмотр в Жлобин. Решил попробовать. Сыграли в товарищеском матче, пришли к директору, который сказал, что все хорошо, вы подходите, с институтом вашим вопросы порешаем, вас переведут… Я попросил времени подумать. Он говорит: «Хорошо. Давайте с вами пока рассчитаемся за билеты, питание, проживание». А это еще до деноминации было. И он считает один миллион, два, три… Не помню, сколько там было. Директор спрашивает: «Хватит?» Мы с другом переглядываемся, думаем уже, что у нас куча денег. А потом приехали на вокзал, подошли к обменнику, начали переводить, и… Елки-палки! Этих денег едва хватило, чтобы покрыть расходы на дорогу: ни суточных обещанных, ни питания – хорошо еще, что бутерброды с собой были. Так что в Жлобин я решил не возвращаться.
– Есть ли сейчас знакомые футболисты из Украины, которые играют в Беларуси?
– Да, есть. Рома Воробей летом подписал контракт с «Белшиной». А еще один мой друг, товарищ, одноклассник, сосед по парте, бывший одноклубник Андрей Черниенко стал в этом году чемпионом Беларуси по мини-футболу в составе «Витэна» из Орши, а сейчас играет за гомельский БЧ.
– Рассказывали, что ты был знаком с игроком сборной Украины и «Вест Хэма» Андреем Ярмоленко.
– Да, он, как и я, воспитанник черниговской «Юности». Хотя я старше его на три года, но мы пересекались. Те футболисты, которые выпускаются из нашей школы, но не попадают сразу в профессиональные команды, играют в чемпионате области, чтобы была практика. Вот была у нас команда «Домостроитель», в которой мы с Андрюхой играли. Команда была не очень сильная, потому что много молодежи играло в ней, а уровень чемпионата области был достаточно неплохой. В итоге, за первый круг мы забили всего лишь 11 мячей, причем шесть из них – Андрей, и пять – я, при этом приблизительно столько же мы отдали голевых передач друг другу. Потом нас обоих позвали на просмотр в «Десну». Для Андрюхи все сложилось хорошо, потому что во второй лиге команда должна была обязательно иметь в составе одного молодого футболиста, и он как раз подходил под этот лимит, и с ним сразу подписали контракт.
– Тогда он не казался суперталантливым?
– Несомненно, он был талантливым. Когда Андрей учился в 8-9 классе, его забирали в киевское «Динамо», но через год отправили оттуда – сказали, что у него слабая физическая подготовка. Поэтому он вернулся в Чернигов. Насколько знаю, того тренера в Киеве, который, так сказать, не рассмотрел талант, потом уволили. И вот, звезды сошлись, в первом же туре он забил за «Десну» гол в Черкассах. В следующем туре играли дома с «Волынью» – Андрей сделал хет-трик, и в тот же вечер селекционеры киевского «Динамо» подписали с ним контракт…
– Как ты оказался в Беларуси?
– Я жил в Чернигове и работал в нашей ДЮСШ. Но потом у меня не очень хорошо сложились отношения с директором, а у меня в то время была подработка, которая позже переросла в основную работу. Из-за нее в2017 году я переехал Санкт-Петербург, где познакомился с будущей женой, а она была минчанка, но жила в то время в Питере. Со временем решили переехать в Беларусь. Сейчас живу и работаю здесь. В Питере тоже подрабатывал тренером в частной школе, потому что люблю заниматься с детьми, да и по образованию педагог. Там познакомился с ребятами, которые подтянули меня в местную любительскую лигу, правдаиз-за частых командировок не мог играть регулярно.
– Как вы со «Звездой ВВС» нашли друг друга?
– В ноябре 2018-го мы переехали в Минск. Ну и подумал, не могу же я без футбола. Начал шариться в «ВК» по всяким пабликам. О существовании АЛФ и каких-то командах оттуда я не знал ничего. Я в принципе ничего не слышал обо всем белорусском футболе, только о БАТЭ. Больше за вашим «миником» следил из-за друга. А мне просто была нужна команда, где я мог побегать один-два раза в неделю. Так, наткнулся на какое-то объявление, где ребята искали себе команду, оставил свое, и вскоре мне позвонил Никита Фирсов, поинтересовался, что я из себя представляю. Я рассказал ему, что когда-то играл в футбол, правда, в версии 11х11 практики не имел больше двух лет (с тех пор как из Чернигова уехал), и поэтому сомневался, потяну или не потяну. Он пригласил меня на игру, чтобы я сам посмотрел и решил, потяну ли. А у них тогда была последняя игра чемпионата как раз. Приехал на СОК, посмотрел – кто-то мяч остановить не мог, кто-то пробить, ну и решил, неужели я тут не потяну? Подошел к Никите, договорились, что он позовет меня на Зимний кубок. Потом была товарищеская игра на БГАТУ, я, еще толком не зная Минска, с горем пополам нашел этот стадион во дворах. Сыграли. После матча Никита говорит: «Всё, мы тебя берем! Если кто-то еще подойдет, говори, что ты в «Звезде». Я тоже стал интересоваться, спрашивать, что за команда, где участвует, как играет. Он рассказывал, что в АЛФ, во второй лиге, шли долго на третьем месте, но закончили в серединке, поэтому хотят усилить состав. А мне тогда АЛФ ни о чем не говорила, я не знал, что это за уровень. Поэтому поинтересовался, не нужны ли какие-то открепления, учитывая, что я иностранец. Просто я столкнулся с этим в Питере. Нашел там себе команду «Невский фронт», которая играла на первенство города. А это официальный турнир, который проходит под эгидой городской федерации. Поэтому понадобилось открепление из Украины. Несмотря на то, что у меня хорошие отношения с федерацией футбола Чернигова, мне сказали, что сейчас, учитывая отношения Украины и России, это сделать очень сложно, потому что нужно всё проводить через Киев, и ничего не получится. Я тогда загрустил, и от идеи играть 11х11 пришлось отказаться, пришлось искать турниры с менее строгими правилами. Поэтому я и вспомнил этот случай в разговоре с Никитой. Но он сказал, что тут с этим никаких проблем, что от меня надо только дата рождения и фотография.
– Ты, может, думал, что это вторая лига чемпионата Беларуси?
– Да, что-то вроде того.
– Когда стал подозревать, что это не так?
– Когда сказали, что завтра игра – надо скинуться по 10 рублей. Я говорю: «В смысле? Еще за что-то платить надо?» Я не привык, что за футбол надо платить. (Смеется). Когда в Чернигове играл в чемпионате области у нас, наоборот, даже премиальные какие-то были. Дальше спрашиваю: «А форма?» В ответ: «У тебя есть какая-нибудь белая майка?» То есть, даже формы нет… Когда был зимний турнир, это не смущало, зимой во многих командах играют, каждый в своем. Но потом я и в чемпионате увидел, что все играют кто в чем. А я когда-то даже детей своих в школе учил, что футболист должен выглядеть красиво, без всяких понтов: щитки, продтянутые гетры, заправленные футболки… Но мне главное было где-то играть. Поэтому раззнакомился с ребятами, коллектив очень дружный сложился. Никита говорил потом, что до меня после игр все разъезжались по домам. Сейчас можем собраться, пообщаться, обсудить игру, то есть, появились, так называемые, третьи таймы. Для сплочения коллектива это очень важно, ведь мы любим футбол, в том числе, и за то, что после футбола.
– Тебя не злило, что некоторые партнеры через раз не могут исполнить короткий пас?
– Поначалу я старался молчать. Решил, ничего не буду говорить, что бы ни происходило. Потом уже убеждал Никиту, что надо проводить тренировки, пробовать что-то новое. И мы собирались, я объяснял какие-то элементарные вещи про пас, прием мяча. Всякие забегания, скрещивания оставили на потом. Потихоньку прибавляли. К сожалению, с началом пандемии пришлось с тренировками на время завязать. Вообще не сказал бы, что я эмоциональный человек. Но, бывало, срывался на поле из-за каких-то косяков. В конце прошлого сезона, например, такое случалось. Потому что пришел результат, появился азарт, и мне хотелось, чтобы было как лучше.
– Судя по результатам, вы действительно добиваетесь какого-то прогресса, ведь по сравнению с прошлым годом ваш со став почти не изменился.
– Аппетит приходит во время еды. Все хотят выигрывать и после каждой победы стараются еще больше. Кроме того, наш костяк действительно не меняется, и мы становимся более сыгранными. Надеюсь, и мои подсказки помогают. Мы купили доску, двигаем по ней фишки, чтобы объяснить, кто в какой зоне должен находиться. Кто-то слышит, кому-то тяжелее все дается. Например, у нас Игорь Скок футболом никогда не занимался, но он очень старается – слушает и понимает. Я ему говорил, если избавиться от лишней беготни, сам почувствуешь, как станет легче. В футбол не только ногами нужно играть, но и головой.
– Недавно ты начал судить в АЛФ, раньше был такой опыт?
– Только на каких-то детских соревнованиях, типа кожаного мяча. А правила игры изучал, когда учился в универе на факультете физвоспитания, а когда работал тренером, мы сдавали экзамены на категорию и лицензию (там тоже нам объясняли правила игры и все тонкости). В АЛФ начал судить, как раз потому, что мы перестали тренироваться. Одной игры в неделю мне категорически мало. Заставить себя бегать у меня не получается, выйти пробежаться по кругу хватает на два-три раза. А судить на бровке – это какое-никакое движение. Я не стремлюсь стать судьей высокого уровня – это просто хобби.
– Каково это находиться, так сказать, по другую сторону?
– Надо сказать, что многие футболисты, даже профессиональные не знают правил. Но все пытаются, что-то доказать. Поэтому успел уже наслушаться о себе. И это, конечно, бьет по психике. Некоторые мяч набить два раза не могут, зато каких только выражений ты от них не наслушаешься. Одно дело, когда к тебе обращаются опытные футболисты, которые через многое прошли, их еще можно выслушать. А кто и не играл определяются по двум касаниям мяча.
– Как сам реагируешь на судейские ошибки?
– Раньше, когда играл в Украине, реагировал, порой, очень эмоционально – как-никак там мы играли за деньги, поэтому и футбол был более контактный, и в подкаты жесткие шли. Здесь я стараюсь сдерживаться, потому что, как однажды на собрании сказал Дима Карповский, профессиональные судьи в АЛФ будут тогда, когда здесь будут играть профессиональные футболисты. Поэтому сорвался я тут только один раз, когда крикнул на судью. Мы тогда проиграли кубковый матч с «Ред Буллом», и я до сих пор считаю, что он поступил неправильно. Я крикнул ему: «Вот потому у вас в Беларуси футбола и нет, что вы так судите». Хотя я не думаю, что тут в АЛФ такой уровень, когда кто-то станет предвзято судить. А я знаю не понаслышке, что это такое, когда тебя или команду соперника «убивают».
– В первой лиге интереснее, чем во второй?
– Да. Тут уже без определенного умения и командной игры не придет результат. Здесь и ребята помоложе, наверное, – бегают по-другому. Но между первой и второй лигой разница не такая большая, как между первой и высшей, где иногда кажется, что их разделяет целая пропасть. Я это вижу, когда сужу матчи вышки.
– Думаешь, «Звезда ВВС» готова играть на этом уровне?
– Ну, мы в начале сезона решили, что будем к этому стремиться. Я понимаю, что можем не потянуть, но это все равно будет отличный опыт. Любой футболист становится лучше, когда играет с сильными командами. Вообще индивидуально мы и тут, в первой лиге, многим уступаем, и побеждаем не потому, что сильнее кого-то, а за счет коллектива, сплоченности, духа. Посмотрим, как будет там – дисциплина бьет класс.
Фото: Alfoot.net, vk.com/zvezdavvs, личный архив Александра.
Наши партнеры





